Главная » 2015 » Июнь » 10 » Сценарий линейки 1 сентября 2015 в доу
20:24
Сценарий линейки 1 сентября 2015 в доу
Цели урока.

1.Познавательные:

а) повторить ранее изученные сведения о причастии и причастном обороте;

б) познакомить с особенностями творческой манеры художника И.И.Шишкина.

2. Практические:

а) закрепить умение определять тему и идею текста, различать стили и типы речи, определять виды связи предложений в тексте, находить в тексте изобразительно-выразительные средства языка.

Методы познавательные – беседа, самостоятельный анализ языкового материала

3. Общепредметные:

а) воспитывать:

интерес к предмету в ходе анализа текста о картине И.И.Шишкина «Утро в сосновом бору»;
языковую личность учащегося, развивающего разные виды своей компетентности;
бережное отношение к слову;
нравственные качества школьников (воспитание эстетического вкуса), патриотическое отношение к русскому художнику И.И Шишкину); способность вырабатывать определённый взгляд на нравственные понятия, определённое эмоциональное отношение к ним; эстетическое восприятие картин русского художника;

б) развивать: память, логическое мышление; речь, способности, волю, эмоции;

в) формировать навыки самообразования (умение самостоятельно производить комплексный анализ текста, работать со словарём).

Оформление доски.

Комплексный анализ текста

Репродукции картин И.И. Шишкина: «Утро в сосновом бору», «Лесные дали», «Рожь»; портрет художника И.И. Шишкина.

I. Организационный момент

Приветствие

- Добрый день, уважаемые экскурсанты. Сегодня я проведу Вас по залам одного из крупнейших музеев мира – Государственной Третьяковской галереи. Это настоящая сокровищница, в стенах которой собраны великолепные шедевры живописи и графики. Мы находимся в зале, где Вы можете видеть работы известного художника 19 века И. И. Шишкина: «Рожь», «Утро в сосновом лесу», «Лесные дали». Чтобы лучше познакомиться с картиной «Утро в сосновом лесу», обратимся к тексту, который есть в программках, лежащих на ваших столах. (Класс поделен на три группы в зависимости от уровня знаний. У каждой группы своя программка. Первой группе дан текст с пропущенными буквами, знаками препинания, без подсказок. У второй группы меньше слов с пропущенными буквами и только в одном абзаце не расставлены знаки препинания, есть подсказки о стилях и типах речи. Текст третьей группы ещё более упрощён: больше подсказок о стилях, типах речи, средствах связи предложений в тексте.) Давайте его выразительно прочитаем.

II. Работа с текстом.

Выразительное чтение текста:

На картине Шишкина «Утро в сосновом лесу» изображена медведица с медвежатами, наслаждающимися в лесной чаще утренней прохладой.

Ещё рано. Откуда-то снизу тянет сыростью. Поднимается лёгкий туман, застилающий лесные дали прозрачной дымкой. Дремлют сосны, ещё не сбросившие с себя сон.

Солнце, выглянувшее из-за горизонта, золотит верхушки сосен. Сквозь просветы видны перистые облака, проплывающие высоко-высоко над деревьями. Пахнущий смолой воздух сыроват, прохладен.

В чаще леса на полянке, у сосны, сломанной бурей, расположились медведи. Два медвежонка, неуклюжие и смешные, вскарабкались на ствол сосны и играют, а медведица-мать смотрит на них. Третий, залезший на верхушку сосны, с любопытством смотрит вниз, боясь высоты.

В этот ранний час в лесу тихо, никого не видно.

Беседа по тексту.

- Художник, создавая свои картины, уделял большое внимание композиции пейзажа. Зритель не смотрит на него «со стороны», а как бы может войти в него. Мы с вами, работая над текстом, тоже попытаемся, как бы войти в него, понять его строение.

Сначала докажем, что данная запись является текстом.

( Текст- несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически. Смысловая связь осуществляется благодаря тому, что предложения в тексте объединены темой. Грамматическая связь осуществляется с помощью определённого порядка слов, предложений, интонации.)

-Определите тему текста.

( Описание картины «Утро в сосновом лесу»)

- Определите основную мысль текста.

( Восхищение красотой родной природы. Торжество жизни.)

-Озаглавьте текст, объясните смысл названия: на что указывает заголовок - на тему или основную мысль?

Определите стиль текста. Докажите своё мнение.

( Художественный стиль. Цель текста – воздействовать на душу читателя. Наличие средств художественной выразительности.)

- Обратимся к картине. Посмотрите, как художник удивительно тонко и поэтично запечатлел всю прелесть просыпающейся от ночного сна природы. Он использует множество оттенков основного цвета, разнообразные приёмы наложения краски.

А что придаёт тексту яркость и образность?

( Средства художественной изобразительности – эпитеты : «лёгкий туман», «прозрачная дымка», «неуклюжие смешные медвежата» ; олицетворения : «солнце золотит», «дремлют сосны».)

-Определите, каким типом речи является данный текст?

(Описание. К тексту можно задать вопрос: какой? В нём перечисляются признаки; можно запечатлеть на одном фотоснимке.)

- Какие средства связи между предложениями используются в этом тексте?

( Однокоренные слова : медведи – два медвежонка.)

- Какой способ связи между предложениями?

( В основном параллельная связь.)

- А сейчас я попрошу подойти ко мне двух волонтёров, которые поработают с заданием на доске.

- Подскажите мне, кого называют «волонтёрами»?

(Добровольцев.)

Один из учащихся выполняет морфологический разбор причастия «слома…ной», а другой – синтаксический разбор предложения: «Солнце выглянувш… из-за горизонта золотит верхушки сосен»

- Пока ученики выполняют задание, мы вновь вернёмся к картине «Утро в сосновом лесу» и к тексту.

На картине мы видим, как очертания деревьев постепенно тают в голубоватой дымке. Художник создаёт целую систему цветовых отношений, изменчивых оттенков, начиная с интенсивных сочных тонов переднего плана и кончая голубоватыми полупрозрачными тонами дали. Также и автор, создавая текст, выбирает такие слова, которые наиболее точно передают его мысль. Уделим и мы внимание слову.

Посмотрите, какие красивые слова встречаются в тексте «наслаждающимися», «застилающий».Зачитайте, пожалуйста лексическое значение этих слов(это было задано на дом).

А к слову «залезший» подберём синонимы и антонимы.

Обратили ли вы внимание, со словами какой части речи мы с вами работали?

(С причастиями)

- А что такое причастие?

Докажите, что эти слова причастия.

Какова роль причастия в тексте?

(Использование причастий придаёт динамику тексту (свойства глагола) и образность, яркость описания (свойства прилагательного)).

А сейчас, пока я слушаю волонтёров, вы поработаете самостоятельно. (Возможно, работу волонтёров проверяет учащийся)

Задание: Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, графически обозначьте орфограммы в тексте. Потом поменяйтесь программками и сверьте с докой результаты вашей работы, поставьте оценки.

Следующее задание: Расставьте знаки препинания во втором абзаце, графически объясните их постановку.

Пока волонтёры проверяют работы, мы вновь обратимся к картине.

Если быть очень внимательным, то природу на полотнах Шишкина можно не только увидеть, но и услышать. Можно услышать голоса птиц, зверей в пробуждающемся лесу («Лес весной», «Утро в сосновом лесу»), журчание ручейка («Ручей в лесу»), шёпот лесных трав, спелых колосьев(«В лесу», «Рожь»).

Обратимся к звукам и мы, но не к звукам природы, а к звукам речи.

Найдите ошибки в фонетическом разборе слова «залезший».

Залезший, за-лез-ший [з а л эз ш ы й]

з[з] -согл., звонк., парн., тв., парн.

а[а] -гласн., безударн.
л[л]-согл., сонорн., непарн., мягк., парн.
е[э] –гласн., ударн.
з[з] –согл., звонк., парн, тв., парн.
ш[ш] –согл., глух., парн, тв., непарн.
и[ы] –гласн., безударн.
й[jʼ] – согл., сонорн., непарн., мягк., непарн.
8 б., 7 зв., 2 слога
Шишкин был первым из русских пейзажистов второй половины 19 века, придававшим огромное значение этюду с натуры. Многочисленные этюды художника изображают иногда целый пейзажный мотив, иногда только отдельную деталь. Но всегда, писал ли он широкие дали или только кустик травы, он определял композицию своего этюда как по-своему завершённое художественное произведение. Деталь очень много значила для художника. Мы знаем, что слово состоит из так называемых «деталей», то есть морфем. Сейчас нам предстоит следующая работа: перед вами слова, из которых необходимо вычленить указанные морфемы и составить из них слово.

Приставка в слове «забежать»

Корень в слове «расстилать»

Суффикс в слове « играть»

Суффикс в слове «бьющий»

Окончание в слове «неуклюжий»

Выполним словообразовательный разбор полученного слова (застилающий)

III.Заключение.

Наша экскурсия подошла к концу. Мы успели подробно рассмотреть только одну картину Шишкина, но я надеюсь, что творчество этого художника вас заинтересовало. И дома вы познакомитесь с картиной «Рожь» и текстом об этой картине, который есть в ваших программках.

До свидания. Двери нашего музея всегда для вас открыты. Добро пожаловать в Третьяковскую галерею.
Категория: День знаний | Просмотров: 456 | | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]